Национальной платежной системе в России быть! |
Президент России Владимир Путин 5 мая 2014 года подписал федеральный закон "О внесении изменений в федеральный закон "О национальной платежной системе" и отдельные законодательные акты Российской Федерации". Законопроект о создании в России собственной национальной системы платежных карт (НСПК) был срочно разработан после санкций, введенных США против России, в результате которых пострадали держатели карт международных платежных систем VISA и MasterCard Банка «Россия», Собинбанка, Инвесткапиталбанк и Банка «Северный морской путь». Позже, в отношении двух последних банков, ограничения были отменены, однако клиенты Банка «Россия» и Собинбанка с 28 апреля текущего года продолжают испытывать на себе крайне неприятные последствия блокировки банковских карт. Хотя на официальных сайтах этих банков имеются сообщения о том, что, несмотря на санкции, свои обязательства перед клиентами банки выполняют в срок и в полном объеме.
Закон о НСП был принят в рекордные сроки: в конце марта Владимир Путин заявил о необходимости создания национальной платежной системы, 25 апреля законопроект уже был принят Государственной думой, а 29 апреля одобрен Советом Федерации.
Блокировка обслуживания банковских карт, эмитированных банками, попавшими под санкции США, стала скорее поводом, нежели причиной, к ускорению процесса создания НПС, которая призвана защитить интересы российских граждан и обеспечить бесперебойность платежей. Депутаты Госдумы, со своей стороны, абсолютно уверены, что в случае с НПС «российское» станет синонимом слова «лучшее» благодаря грамотно проработанной системе безопасности и защиты. Тем более, что Федеральный закон предусматривает, что операторы платежной системы, операторы услуг платежной инфраструктуры, расчетные центры, а также участники платежной системы не вправе в одностороннем порядке отказываться от оказания услуг, необходимых для осуществления переводов. То есть подобные действия Visa и MasterСard в соответствии с новым Законом будут не просто недопустимыми, но и наказуемыми.
Напомним, что НПС представляет собой комплекс операторов, проводящих операции с денежными средствами в России. По своему функционалу она должна стать полноценной альтернативой международных платежных систем. Закон о НПС, помимо прочего, призван регламентировать действия операторов денежных переводов, в том числе и в электронном виде. Отличительной чертой НПС является концентрация ее работы именно на территории России, что для VISA и Master Card означает создание процессинга для обслуживания российских клиентов в России.
Наталья Бурыкина, председатель Комитета Госдумы по финансовому рынку обозначила, что НПС будет создана на базе отечественных технологий, совместимыми с иностранными программными продуктами. НПС должна создать "такую систему финансовой безопасности, которая не позволит глобальным игрокам, монополиям вторгаться в наше финансовое пространство", - отметила депутат, упомянув, что рубль станет крепкой валютой России, которая не будет подвержена влиянию внешних угроз.
Так, в России теперь есть Федеральный Закон, который уже не позволит безнаказанно прекращать платежи по банковским картам. За подобные действия будет назначен штраф в размере от 100 000 до 1 млн. рублей. А с 1 июля 2014 г. от платежных систем, не имеющих процессинговых центров в России, потребуется внесение единоразового взноса на спецсчет в ЦБ и ежеквартальные платежи в размере 25% от средней суммы осуществленных переводов в день.
Безусловно, и MasterCard, и Visa серьезно обеспокоены новым законом о НПС и поспешили выступить с оправдательными сообщениями, комментируя свои действия на российском рынке как исключительно законные. Памятуя о важности нашей страны в стратегическом развитии, MasterCard признает для себя опасность последствий от принятия Закона для себя и своих партнеров. В сообщении VISA говорится о падении акций компании на 5% из-за санкций США, проводником которых стала платежная система. Также упоминается снижение выручки компании, из-за политических решений. Президент РФ Владимир Путин, в рамках своего выступлении на медиафоруме ОНФ (24 апреля 2014 г.) обозначил угрозу для обеих международных платежных систем, которые могу потерять российский рынок, в котором они занимают 90%.
Российскую НПС не планируется создавать обособленно от мировых рынков. Она будет интегрирована в мировые процессы посредством сотрудничества с теми же международными платежными системами, о чем сообщил глава департамента национальной платежной системы Центробанка Тимур Батырев. Каким образом это будет обеспечиваться, пока непонятно, и комментариев на этот счет тоже нет.
Но не только платежные системы столкнутся с необходимостью менять свои бизнес процессы. Сфера влияния закона распространяется и на ритейлеров. За ними закрепляется обязанность обеспечения использования гражданами платежных инструментов, действующих в рамках НПС. Это требование будет применяться для всех торговых организаций, предприятий сферы услуг и исполнителей работ, чья выручка превышает 60 млн. р. Им предписано устанавливать единые цены на свои товары и услуги, вне зависимости от выбранной покупателем системы оплаты (наличной/безналичной). В случае не исполнения этого требования до 1 января 2015 года, на них будут распространены штрафные санкции, в размере до 50 000 рублей – для юридических лиц, и о 30 000 руб. – для должностных лиц.
Очевидно, что в рамках НПС будут применяться специализированные платежные инструменты, что в Законе определяется как Национальная система платежных карт (НСПК), символом которой станет графическое обозначение Рубля. Ранее обсуждалась возможность использования для этих целей Универсальной электронной карты (УЭК), и выкупа части этой технологии как фундамента дальнейшего создания НСПК. Однако, в связи с тем, что чиповая составляющая УЭК лицензирована MasterCard, рассматривается и другой претендент на эту роль – система денежных переводов «Золотая корона», чей чип является собственной разработкой, но имеет возможность сосуществовать с международными системами. Пока вопрос находит на стадии.
Но уже ясно, что обеспечивать работу НСПК будет отдельная организация, созданная в форме ОАО, владеть которой будет Центральный банк, единолично – в течение 2-х первых лет, с дальнейшей возможностью отчуждения акций. Управлением оператора НСПК будет заниматься совет директоров, в зону ответственности которого ляжет определение стратегии развития НСПК (при ее одобрении Национальным финансовым советом ЦБ), утверждение регламента работы и тарифной сетки. Коллегиальный орган оператора будет включать в себя Совет участников пользователей НСПК, в состав которого войдут члены Госдумы, Совета Федераций и правительства страны.
Так или иначе, необходимость создания НПС ясна, инструменты ее реализации сформулированы, ответственные назначены, цель определена. Но теперь хочется понять, как эти теоретические составляющие будут реализованы на практике и как НПС будет работать на граждан нашей страны. Ведь процесс интеграции такой глобальной системы невероятно сложен и требует изменений во многих сферах экономики, торговли, расчетов, которые непременно затронут всех участников рынка.
Но пока внедрение НПС в России находится лишь на зачаточном уровне, обратимся к зарубежному опыту создания подобных систем. Например, в Китае с 2002 года действует нацсистема China Union Pay, которая создавалась в большей степени для обеспечения потребностей внутреннего денежного рыка, интересов граждан банков и организаций, и в меньшей, для удовлетворения национальных амбиций. На сегодняшний день Union Pay работает в основном на внутренний рынок, в то время, как международные компании продолжают использовать международные платежные системы, которые вполне уживаются с национальной. Это не означает, что Китайская платежная система не представлена на внешнем рынке. Карты системы обслуживаются на всех материках в 142 странах: 40 стран Африки, по 39 в Европе и Азии, 14 в Южной и Северной Америке, 10 в Океании, что очень внушительно, с учетом ее существования чуть более 10 лет.
|
 |
|
Национальной платежной системе в России быть!
Национальная платежная система в России должна стать полноценной альтернативой международных платежных систем.
|
|
| |
 |
|
Что делать заемщику в случае отзыва лицензии у банка-кредитора?
Если Банк России отзывает у банка лицензию на ведение банковской деятельности, что происходит с заемщиками банка? Должны ли они продолжать платить по кредиту? Не потребуют ли досрочного возврата кредита?
|
|
| |
 |
|
Банки под угрозой «зачистки» и изменений системы отчислений в фонд страхования вкладов
С 2010 года количество кредитных организаций, прекративших свою деятельность на территории РФ, составляет 90. На сегодняшний день в стране работают 929 кредитных организаций. Сколько останется после расчистки?
|
|
| |
 |
|
Трудности на пути к ограничению расчетов наличными деньгами
Законопроект об ограничении расчетов наличными, разработанный Минфином, проходит согласование в различных ведомствах. Сроки его принятия отодвигаются из-за юридических тонкостей, но в Минфине уверены, что закон начнет действовать в 2014 году, пусть и не с января.
|
|
| |
 |
|
Top500 банков по кредитам физлицам в I квартале 2010 года
Сбербанк, ВТБ 24, Росбанк, Русфинанс Банк, Уралсиб, Россельхозбанк, Райффайзенбанк , МДМ-Банк, Банк Москвы, Русский Стандарт, Альфа-Банк и другие
|
|
| |
 |
|
Top500 банков по кредитному портфелю в I квартале 2010 года
Сбербанк, ВТБ, Газпромбанк, Россельхозбанк, Банк Москвы, ВТБ 24, Юникредит Банк, Альфа-Банк, Райффайзенбанк, Росбанк, Промсвязьбанк, МДМ-Банк и другие
|
|
| |
 |
|
Cтавка рефинансирования 8,00% (c 28 февраля 2011 г.)
Действующая в России ставка рефинансирования 8,00% является одной из самых высоких ставкой рефинансирования среди стран G20.
|
|
 |
|
Национальной платежной системе в России быть!
Национальная платежная система в России должна стать полноценной альтернативой международных платежных систем.
|
|
| |
 |
|
Что делать заемщику в случае отзыва лицензии у банка-кредитора?
Если Банк России отзывает у банка лицензию на ведение банковской деятельности, что происходит с заемщиками банка? Должны ли они продолжать платить по кредиту? Не потребуют ли досрочного возврата кредита?
|
|
| |
 |
|
Банки под угрозой «зачистки» и изменений системы отчислений в фонд страхования вкладов
С 2010 года количество кредитных организаций, прекративших свою деятельность на территории РФ, составляет 90. На сегодняшний день в стране работают 929 кредитных организаций. Сколько останется после расчистки?
|
|
| |
 |
|
Трудности на пути к ограничению расчетов наличными деньгами
Законопроект об ограничении расчетов наличными, разработанный Минфином, проходит согласование в различных ведомствах. Сроки его принятия отодвигаются из-за юридических тонкостей, но в Минфине уверены, что закон начнет действовать в 2014 году, пусть и не с января.
|
|
| |
 |
|
Top500 банков по кредитам физлицам в I квартале 2010 года
Сбербанк, ВТБ 24, Росбанк, Русфинанс Банк, Уралсиб, Россельхозбанк, Райффайзенбанк , МДМ-Банк, Банк Москвы, Русский Стандарт, Альфа-Банк и другие
|
|
| |
 |
|
Top500 банков по кредитному портфелю в I квартале 2010 года
Сбербанк, ВТБ, Газпромбанк, Россельхозбанк, Банк Москвы, ВТБ 24, Юникредит Банк, Альфа-Банк, Райффайзенбанк, Росбанк, Промсвязьбанк, МДМ-Банк и другие
|
|
| |
|
|
|
|
© 2007-2024 Kreditovik.ru • Кредитовик.ру • Все права защищены. При использовании матерьялов гиперссылка на Kreditovik.ru обязательна.
Контакты: web-idea@mail.ru
|
|
|
|
|
|
| | |