Розничный кредитный рынок ощутимо снижает свои темпы роста, кроме, разве что, ипотеки. Автокредитование, которое еще год назад росло рекордными темпами, несмотря на проблемы автопроизводителей и дилеров, в этом году не устояло. Падает выдача автокредитов, снижается количество автомобилей, проданных в кредит, растет просроченная задолженность.
Снижается выдача автокредитов
Согласно исследованию Объединенного кредитного бюро (ОКБ), в первом квартале текущего года выдача автокредитов снизилась на 16%, а во втором – на 26%, по сравнению с теми же периодами 2013 г. По данным компании "Секвойя кредит консолидейшн" всего с января по октябрь 2014 года банки выдали не более 675 автокредитов, что на 15% меньше аналогичного периода прошлого года. Доля автокредитов от общего количества проданных автомобилей достигла минимального уровня за последние четыре года и составила не более 38% (в 2013 году – 50%).
Увеличилась средняя сумма автокредита – с 514 тыс. руб. в 2013 г. до 547 тыс. руб. в 2014, что свидетельствует о том, что благосостояние людей ухудшается и первоначальный взнос на покупку машины вносится на меньшую сумму. Средняя ссудная задолженность на заемщика по автокредиту составляет 414 тыс. рублей. Самый большой долг у заемщиков Магаданской области (923 тыс. рублей), Амурской области (723,6 тыс. рублей) и Республики Саха (720,2 тыс. рублей), сообщается в исследовании ОКБ.
Просрочка по автокредитам с начала года выросла на 35%. Это выше, чем в предыдущие года, когда рост просрочки не превышал 25% в год. Хотя уровень просрочки в автокредитовании, в отличие от беззалогового потребительского кредитования и кредитных карт, все же ниже. Национальное бюро кредитных историй (НБКИ) приводит следующие данные: на 1 января 2014 года коэффициент просрочки по автокредитам составлял 4,5%, а на 1 июля – 3,9%. Показатель рассчитывался как соотношение суммы задолженности, просроченной более чем на месяц, к общему объему выданных автокредитов. Просрочка по ссудам на приобретение потребительских товаров на начало года составляла 6,7%.
Автокредитование переориентируется на вторичный рынок
В текущем году российский автокредитный рынок меняет направление в сторону увеличения объемов выдачи ссуд на подержанные автомобили. Уменьшение доходов населения заставляет россиян отложить покупку нового автомобиля.
Так, розничные продажи новых автомобилей автоконцерна General Motors на территории нашей страны в прошлом году составили 189 тысяч авто, а в этом - лишь 138 тысяч. Наибольшее сокращение продаж пришлось на последние 3 месяца, когда было реализовано лишь 39 тысяч автомобилей, падение на 27% по сравнению с аналогичным периодом 2013 г. Доля автоконцерна в продаже автомобилей в России снизилась до 6,9%, хотя за год до этого составляла 9,4%.
Автомобилей под маркой Ford в России с начала года было продано на 42% меньше, чем за тот же промежуток времени в прошлом году. Доля рынка упала с 3,8% до 2,5%. А нынешний владелец АвтоВАЗа Renault увеличил свои убытки от этого приобретения на 5,5% только за первое полугодие. Объем продаж отечественных авто упал на 17,3%, а французских Renault на 10,1%.
Общая картина выглядит следующим образом. С начала года объем продаж новых автомобилей ухудшился на 13%, в количественном выражении это 266 753 машин, которые не были проданы (по данным на 1 сентября 2014 г. Ассоциации европейского бизнеса). Зато доля подержанных автомобилей, проданных в кредит, уже выросла на 2% в 2014 и составила 12% (в 2013 г. – 10%, а в 2010 г. – лишь 4%).
По оценке экспертов, причинами оживления кредитования покупки подержанных автомобилей являются несколько факторов. Прежде всего, высокие цены на новые автомобили. По словам директора дилерского центра "Mazda Рольф Химки" Юлия Дытченкова, сейчас цены на авто уже выше на 3-4% по сравнению с началом 2014 года. Руководитель направления розничных продаж автомобилей ГК "Автомир" Михаил Маракушев называет повышение цен на 4-5%, сообщает «Коммерсант Деньги». Кроме этого, продажу подержанных автомобилей стимулируют широко распространившиеся программы утилизации trade-in среди большинства автодилеров. Сейчас многие продают своих «ласточек» после окончания гарантийного срока, который составляет в среднем 3-5 лет. Как ни странно, но в определенной степени вторичный рынок автомобилей может конкурировать с сегментом новых машин даже в рамках одного автодилера, который приобретает их по программе trade-in для последующей продажи.
Однако для банка выход на рынок автокредитованя подержанных автомобилей связан с определенными проблемами. Основной из них является отсутствие ресурсов тщательной проверки подержанной машины, которую клиент желает приобрести. Риск и для банка, и для заемщика здесь совпадают, ведь авто может числиться в угоне. Покупка подержанного автомобиля через автосалон - менее рискованная сделка, которую банки кредитуют с большей охотой. По данным БИНБАНКА, доля займов на подержанные авто в 2014 году может достигнуть 18%.
Что « отпугивает» заемщиков от автокредита и есть ли перспективы?
Ключевой параметр автокредита - процентная ставка, которая снижаться не собирается. Средняя процентная ставка по автокредиту на сегодняшний день составляет 15-16%. Ставки могут остаться на этом уровне на фоне еще более жестких требований к заемщикам, или ставки увеличатся в среднем на 1-2%. Например, Нордеа Банк в этом году поднял ставку по автокредитам с 13%-15% годовых до 14,5%–16% годовых, а Юникредит уже второй раз за год поднимает ставки (сейчас 14,5%-18% годовых, ранее 14,25%-17,25%).
Автокредит на новый автомобиль – это обязательное оформление страхования КАСКО, что ощутимо повышает стоимость кредита. Нередко заемщики предпочитают автокредитам потребительский кредит наличными под более высокую ставку, но зато с более простым и быстрым оформлением, да и приобретенный автомобиль не требуется закладывать банку.
Перспективы у рынка автокредитования, безусловно, есть, даже в нынешних экономических условиях. Хотя замедление рынка скорее всего и продолжится, этот сегмент кредитования имеет все шансы простимулировать продажи на российском автомобильном рынке. Залоговое автокредитование может, наконец, привлечь к себе большее внимание банков, чем сейчас. Уже мы видим, что начались активные рекламные кампании для привлечения клиентов на автокредит, сами автопроизводители также разрабатывают собственные кредитные программы.
Возобновление программы утилизации старых автомобилей могло бы стать действенным инструментом повышения активности как рынка автокредитов, так и автопроизводства в целом. Минпромторг уже сообщил о том, что данный вопрос рассматривается. Действующая в 2010-2011 гг. программа утилизации позволила сдать в утиль 600 тыс. авто. По условиям программы, государство выдавало сертификат номиналом 50 тыс. руб. за сдачу старого авто, который можно было реализовать как скидку на покупку новой машины. В новой программе участие госбюджета не предполагается, будут привлекаться дополнительные источники финансирования. Однако участвовать в программе утилизации смогут и юридические лица, желающие обновить автопарк. Но пока подробности неизвестны.
|
|
|
|
Рынок автокредитов демонстрирует максимально низкую активность
Если в 2013 году в кредит была продана половина от общего количества проданных автомобилей, то в этом году только 38%. В целом выдача автокредитов в 2014 году снизилась на 15%.
|
|
| |
|
|
Проблемы автомобильного рынка и перспективы автокредитов
На фоне снижения продаж автомобилей в России в 2013 году, автокредитование показывает рекордный рост. Практически каждый второй приобретаемый автомобиль куплен в кредит.
|
|
| |
|
|
Интерес к автокредитам убавился, но не пропал!
В 2013 году рынок автокредитования ощутимо замедляется в своем развитии. В сравнении с предыдущим 2012 годом, когда этот сегмент рынка показал рост на 20%, за первые три месяца текущего года портфель автокредитов вырос лишь на 2,1%.
|
|
| |
|
|
Программа утилизации авто: удвоение финансирования (списки участников программы)
На официальном сайте Минпромторга России размещены списки 1569 торговых организаций и 153 утилизаторов, которые примут участие в эксперименте
|
|
| |
|
|
Перечень 50 моделей автомобилей попадающие под программу льготного кредитования 2009-2012
Банки начнали выдавать льготные кредиты на покупку автомобилей из расширенного списка из 50 моделей, собираемых на территории России.
|
|
| |
|
|
Автокредит – перезагрузка на 5 лет назад
Российский рынок автокредитования откатится на пять лет назад — такой неутешительный прогноз дают аналитики. Правительство, банкиры и дилеры настроены оптимистичнее
|
|
| |
|
|
Новые веяния в автокредитовании – кредитный брокеридж
Автокредитование на сегодняшний день является одним из самых востребованных банковских продуктов в России. Этот сегмент кредитования переживает бурный рост, и разобраться в его тонкостях совсем непросто.
|
|
| |
|
|
ФАС пытается разобраться с усредненным тарифом страхования при оформлении автокредитов
Федеральная антимонопольная служба (ФАС) собирается выявлять нарушения в деятельности банков и страховщиков, связанные с использованием так называемого усредненного тарифа при оформлении автокредитов. В поддержку ФАС выступил и Росстрахнадзор.
|
|
|
|
|
|