В 2013 году рынок автокредитования ощутимо замедляется в своем развитии. В сравнении с предыдущим 2012 годом, когда этот сегмент рынка показал 20% рост, за первые три месяца текущего года портфель автокредитов вырос лишь на 2,1%, приводит данные исследовательской компании Frank Research Group информационное агентство FINMARKET.RU.
Аудиторская компания Ernst & Young в своем исследовании авторынка РФ и СНГ списывает прошлогодние высокие показатели на послекризисное восстановление спроса, которое сейчас сходит на нет. Замедление темпов роста наметилось уже в конце прошлого года. При ухудшении макроэкономической ситуации, росте процентных ставок по автокредитам увеличения объемов от автокредитного рынка ждать не приходится, считают эксперты. Средняя процентная ставка в России на автомобильные кредиты составляет 14%-16%, в то время как в США она колеблется от 4,1 до 4,6%.
Тот небольшой прирост автокредитного портфеля обеспечили лидеры банковского сектора. Доля группы ВТБ (с учетом Банка Москвы) на рынке автокредитов достигла 12,4%, увеличившись на 0,5%. Доля Сбербанка, занимающего первое место в автокредитовании, снижается последние полгода, но все еще составляет 12,2%. Иностранные дочерние банки, такие как Росбанк (группа Societe Generale) и Русфинанс банк («дочка» Росбанка) имеют по 9,7% доли рынка автокредитования в России, хотя аналогичные показатели прошлого периода были выше на 0,1% и 0,3% соответственно. С пятого по десятое места распределяются следующим образом: Юникредитбанк – 7,6% (прежний показатель 7,5%); Кредит Европа банк – 5,4% (повысил показатель на 0,2%); Тойота банк – 3,9% (без изменений); Райффайзенбанк – 3,4%; Банк Урабсиб – 3% (ранее 2,8%); БМВ банк – 2,6%. ТОП-10 приняла на себя почти 70% автокредитного банковского портфеля.
Предположение аналитиков из Ernst & Young насчет 3% роста портфеля автокредитов в 2013 году кажется вполне реальным большинству участникам рынка, которые не строят иллюзий на этот счет, но и ощутимого кризиса в этой сфере не ожидают. В настоящее время автомобиль для россиян стал одним из предметов первой необходимости, с этим сложно не согласиться. Поэтому спрос на автомобили стабильный, так как обеспеченность личным транспортом в нашей стране пока находится на низком уровне. По данным Reuters.com (http://ru.reuters.com/article/
businessNews) в России на 1000 человек приходится 260 штук автомобилей, в то время как в Германии показатель составляет 535, а в США – 641. Этот показатель эксперты рассматривают в качестве резерва роста российского автокредитного рынка, но в совокупности с увеличением количества банковских кредитных программ, в том числе совместных с автодилерами, развитием инфраструктуры, степенью обновляемости автопарка, строительством новых дорог и т.п.
Ожидается, что основу роста продаж автотранспорта составят иномарки, произведенные на территории России. В 2012 г. в РФ было произведено около 2 млн. автомобилей. В текущем году производство автомобилей несколько увеличится – до 2,079 млн. авто, из которых под российскими брендами будет выпущено только третья часть.
Отечественный автопром переживает сейчас своего рода застой, что сказывается на экономических показателях. В связи с этим, со стороны государства рассматривается вторая попытка стимулирования продаж автомобилей российского производства. 22 апреля Премьер-министр Дмитрий Медведев дал распоряжение Минпромторгу России, Минэкономразвития и Минфину проработать вопрос целесообразности использования в качестве меры поддержки спроса механизма субсидирования части процентной ставки по автокредитам (опубликовано на сайте правительства). Аналитик "ВТБ Капитал" Владимир Беспалов отмечает, что «в России в кредит продается лишь около 40% автомобилей, в то время как за рубежом эта доля превышает 85%". При благоприятных условиях объем продаж может увеличиться до 50%-60%.
Со стороны дилеров и производителей автомобилей в России предлагаются специальные акции и скидки, которые оказывают существенное влияние на увеличение продаж. А при условии снижения процентных ставок по автокредитам для населения за счет господдержки появится дополнительное стимулирование рынка. «Например, если к текущим ставкам, которые в среднем по рынку составляют около 13-15% в год, будет своеобразный "дисконт" от государства, то для граждан это станет дополнительным поводом не откладывать покупку автомобиля "на потом". Таким образом, в выигрыше окажется не только потребитель, у которого будет широкий выбор финансовых инструментов для покупки автомобиля, но и автопроизводители и дилеры", – отметил исполнительный директор "Рольф финанс" финансового подразделения группы компаний "Рольф" Виталий Павловский.
Эксперт из Ernst & Young Сергей Капьев считает использование бюджетных средств для субсидирования процентных ставок мерой не столь эффективной, а главное не способной дать долгосрочный результат. А вот программа утилизации при глобальном размахе, по его мнению, может не только стимулировать продажи новых автомобилей, но и развить процесс утилизации до самостоятельной промышленной сферы. «При использовании программы утилизации также будет достигнута цель стимулирования продаж автомобилей, однако результат для автомобильной индустрии будет качественнее, а эффект - носить долгосрочный характер", - приводит мнение Сергея Капьева со ссылкой на РИА Новости BANKIR.RU.
Эффективность выплат за обмен старых авто на новые подтверждена опытом Европы. Испания, например, в апреле этого года снова ввела в действие сроком на один год программу утилизации старых автомобилей. Сумма выплаты составляет 2000 евро, для многодетных семей – 3000 евро. Планируется изъять до 150 тыс. старых автомобилей старше 10 лет. Дотация действует только при покупке нового автомобиля, но любой марки и производителя. Цели программы – экономические (стимулировать продажи новых автомобилей, оживить банковское автокредитование) и экологические. Подсчитано, что при выполнении программы будет сэкономлено до 78 млн литров бензина.
Напомним, что в 2009-2011 гг. в России практиковалось льготное автокредитование в счет приобретения легковых автомобилей и коммерческого транспорта российского производства на сумму до 600 000 рублей, сроком до 3х лет, при первоначальном взносе от 15%. Государство брало на себя затраты в размере 2/3 от ставки рефинансирования ЦБ. К окончанию программы в с писке субсидированных автомобилей был широкий выбор из 60 моделей. На таких вот льготных условиях к концу 2011 года в общей сложности было выдано около 490 тыс. кредитов. В настоящее время программа льготного кредитования приостановлена.
В 2010-2011 г. была попытка внедрения программы утилизации легковых автомобилей. Нужно сказать, что все прошло достаточно успешно. Подержанные автомобили сдавались в утиль, за что их владельцы получали скидку на покупку новых «ласточек» в размере 50 000 рублей. Правда, приобрести на таких условиях можно было только отечественные авто. Программа помогла утилизировать около 600 тыс. старых машин.
Государственная поддержка, безусловно, способна простимулировать не только продажи автомобилей в целом, но и поддержать кредитный рынок. Сами же банки не проявляют сейчас явной активности, переместив область своих интересов из офисов непосредственно в автосалоны. Хотя на рынке встречаются и по-настоящему уникальные предложения. Так, Западно-Сибирский банк Сбербанка России совместно с автосалонами Тюмени разработали собственный интернет-автосалон Сar365.ru, в котором собраны все предложение от партнеров банка. Жители Западной Сибири могут через сайт подать интернет заявку на автокредит, забронировать понравившийся автомобиль на одобренную банком сумму и многое другое. Совместные автокредитные акции с автодилерами запустили МДМ банк на покупку авто марок Opel и Chevrovet. Подобные программы встречаются у Газпромбанка при сотрудничестве «Хонда», Ханты-Мансийского банка с «Форд», «Тойота», «Шкода».
Очевидно, что потребность населения в личном транспорте есть, и значительного снижения объемов продаж автомобилей не ожидается. Другой вопрос, насколько население будет использовать кредитные средства банков для приобретения машин. Это во многом будет зависеть не только от государственных программ субсидирования и утилизации, но и от самих кредитных организаций, от того с какой охотой они будут автокредиты выдавать и будут ли предложения банков привлекательными и выгодными клиентам.
|
|
|
|
Рынок автокредитов демонстрирует максимально низкую активность
Если в 2013 году в кредит была продана половина от общего количества проданных автомобилей, то в этом году только 38%. В целом выдача автокредитов в 2014 году снизилась на 15%.
|
|
| |
|
|
Проблемы автомобильного рынка и перспективы автокредитов
На фоне снижения продаж автомобилей в России в 2013 году, автокредитование показывает рекордный рост. Практически каждый второй приобретаемый автомобиль куплен в кредит.
|
|
| |
|
|
Интерес к автокредитам убавился, но не пропал!
В 2013 году рынок автокредитования ощутимо замедляется в своем развитии. В сравнении с предыдущим 2012 годом, когда этот сегмент рынка показал рост на 20%, за первые три месяца текущего года портфель автокредитов вырос лишь на 2,1%.
|
|
| |
|
|
Программа утилизации авто: удвоение финансирования (списки участников программы)
На официальном сайте Минпромторга России размещены списки 1569 торговых организаций и 153 утилизаторов, которые примут участие в эксперименте
|
|
| |
|
|
Перечень 50 моделей автомобилей попадающие под программу льготного кредитования 2009-2012
Банки начнали выдавать льготные кредиты на покупку автомобилей из расширенного списка из 50 моделей, собираемых на территории России.
|
|
| |
|
|
Автокредит – перезагрузка на 5 лет назад
Российский рынок автокредитования откатится на пять лет назад — такой неутешительный прогноз дают аналитики. Правительство, банкиры и дилеры настроены оптимистичнее
|
|
| |
|
|
Новые веяния в автокредитовании – кредитный брокеридж
Автокредитование на сегодняшний день является одним из самых востребованных банковских продуктов в России. Этот сегмент кредитования переживает бурный рост, и разобраться в его тонкостях совсем непросто.
|
|
| |
|
|
ФАС пытается разобраться с усредненным тарифом страхования при оформлении автокредитов
Федеральная антимонопольная служба (ФАС) собирается выявлять нарушения в деятельности банков и страховщиков, связанные с использованием так называемого усредненного тарифа при оформлении автокредитов. В поддержку ФАС выступил и Росстрахнадзор.
|
|
|
|
|
|