Рынок кредитных карт растет скромными темпами, но дает возможность банкам больше заработать на клиентах |
Ужесточение политики Центрального банка в отношении кредитных организаций заставило банки переориентировать свою деятельность на дополнительные источники получения прибыли и их развитие. В прошлом году уже довольно четко обозначилась позиция банков в получении прибыли за счет комиссионных операций. Помимо рассчетно-кассового обслуживания (платежи, денежные переводы и т.д.), агентских платежей (от страховых, оценочных компаний и других небанковских структур), значительная роль была отведена пластиковым картам, среди которых кредитные карты можно считать наиболее выгодными при формировании комиссионной прибыли.
По этой причине кредитные карты для многих банков стали не только приоритетным направлением кредитной политики, но и наиболее доходным, особенно в условиях сворачивания потребительских кредитных программ и ужесточения рисковой политики. Уже за 1-й квартал 2014 года кредитные карты показали рост в 5,1% в сравнении с показателем на начало года, перевалив отметку в 1 трлн. руб. Об этом сообщается в исследовании рынка кредитных карт в России в 1-ом квартале 2014 г. банка «Тинькофф кредитные системы» (ТКС). Наибольшая активность этого сегмента рынка пришлась на январь (22,2 млрд. руб.) и март (22,5 млрд. руб.), наименьшая на февраль (5,4 млрд. руб.).
Пятерка лидеров по объемам карточного кредитного портфеля увеличила свою долю рынка до 62,2% (на 1 апреля 2014 г.), имея на начало года 61,3%. Лидером рынка остался Сбербанк, чей кредитный портфель карт составил 282, 1 млрд. рублей (доля рынка 27,1%), за ним следует Русский стандарт – 158,5 млрд. руб. (15,2%), а автор исследования ТКС занял третье место – 75,6 млрд. руб. (7,3%). По показателю темпов роста главенствует Альфа-Банк, нарастивший 12,2% портфеля кредитных карт (против 11,8% Сбербанка), а за ними следует ВТБ 24 - 6,7%.
Сравнивая аналогичное исследование ТКС прошлого года, очевидно, что общая задолженность населения по кредитным картам растет, но темпы прироста объема кредитных карт снизились уже в два раза. Так, в 2013 году рост рынка кредитных карт составил 11,4%, а за последний квартал 2013 года – только на 6%. За первый квартал этого года – на 5,1%. Рекордным показателем считается 2012 год, когда рынок кредитных карт в России вырос на невероятные 82,5%.
По оценке Агентства Frank Research Group (FRG), рынок кредитных карт, несмотря на снижение темпов прироста, остается одним из наиболее динамично развивающихся сегментов. За 1-й квартал 2014 года чуть быстрее кредитных карт развивалась только ипотека, которая увеличилась с начала года на 5,6%, что в абсолютном выражении составляет 172 млрд. руб. Ссудная задолженность по кредиткам по данным FRG составляет 1,204 трлн. рублей, рост в 1-ом квартале на 5,4% против 9,24% аналогичного периода прошлого года. Без учета данных Сбербанка рост сегмента кредитных карт составил бы только 2,7%, уточняет FRG.
По мнению экспертов, бессменный лидер Сбербанк сохранил объемы выдачи карточных кредитов и даже нарастил их, в первую очередь, за счет снижения активности конкурентов в этом сегменте, а во вторую¸ благодаря качеству кредитного портфеля, которое превышает среднерыночные показатели. Сбербанк и в дальнейшем не собирается сдавать своих позиций, рассматривая кредитные карты как одно из наиболее перспективных направлений своей розницы. Благо у него есть хорошее подспорье для этого – огромная клиентская база, состоящая из более 110 млн. частных клиентов, которые имеют 95 млн. банковских карт (по данным на 1 апреля 2014 г.). Действующие клиенты-владельцы карт и зарплатные клиенты в нынешних условиях считаются наименее рискованными при кредитовании и соответственно наиболее выгодными клиентами для банков.
Банки, которые в основном кредитуют клиентов «с улицы», демонстрируют снижение портфелей кредитных карт: Банк Русский Стандарт - на 2,4 млрд. руб., Восточный экспресс банк – на 1,3 млрд. рублей.
Потребительское кредитование продолжает «сдуваться». За 1-й квартал этого года портфель кредитов наличными вырос лишь на 2,7% и достиг лишь 10,2 трлн рублей. Соответственно и банки, ориентирующиеся на потребкредитование, не могу похвастаться ростом. По словам вице-президента «Ренессанс кредита» Владислава Вербина, эти участники рынка «примерно в нулях», сообщают Ведомости.
Сейчас банкирам приходится менять свои стратегии и тактики. Выбор целевого сегмента кредитования влияет на прибыль финансового учреждения. Необходимость получения высокого комиссионного дохода, особенно при вынужденном снижении прибыли от кредитования (что произойдет при вступлении в силу закона о потребительском кредитовании, который ограничит полную стоимость кредита), влияет на решение банков сделать кредитные карты приоритетным направлением.
Не исключено, что на фоне общего снижения карточный кредитный рынок продолжит расти и даже увеличит темпы развития. Скорее всего это произойдет за счет продажи кредиток уже действующим клиентам, зарплатникам, держателям дебетовых карт и счетов, владельцам вкладов. То есть лидеры рынка кредитных карт – банки с государственным участием - еще больше уйдут в отрыв от частных банков.
На наш взгляд, рынок розничного кредитования, в том числе кредитных карт, сжимается, но при этом сохраняет определенную плотность. Спрос на кредиты сохраняется очень высоким, предложений тоже достаточно. Но время кредитования «всех клиентов подряд» безвозвратно прошло. Крупнейшие участники рынка уже проецируют кредитную модель потребительского кредитования на карточный рынок. Теперь и кредитные карты выдаются в большинстве случаев «своим клиентам», что ведет к снижению объемов выдачи, но улучшению качества портфеля.
Банки пытаются дифференцировать клиентов по сегментам, предлагая различные клубные карты, карты путешественника, автомобилиста, шопоголика и др. Клиенты, которым нужны такие карты, как правило, относятся к категории надежных плательщиков. Кроме этого, практически все банки предлагают кредитные карты своим вкладчикам, делают индивидуальные предложения надежным заемщикам. Ставки и условия для держателей кредитных карт, которые уже являются клиентами банки, как правило, ниже и лучше, чем для клиентов «с улицы».
Эти и другие маркетинговые разработки нацелены исключительно на получение прибыли кредитной организацией, и выгода клиенту здесь зачастую очень условна. Задача банков сейчас – это не просто найти качественного заемщика, но и удержать его, «подсадить» на свои услуги и в конечном итоге продать ему как можно больше, включая и страховки, и денежные переводы, и дистанционные сервисы. С одной стороны, это дает толчок в развитии банковского сектора, конкуренция стимулирует прогресс, развиваются технологии и ширятся возможности выбора различных сервисов клиента. С другой, еще вопрос, насколько полезны и нужны новые и модернизированные услуги клиенту. И стоят ли они таких комиссий, которые требуют за них банки? И будет ли в конечном итоге у клиента выбор, принять или отказаться от удорожания пользования кредиткой? Ведь при ужесточении выдачи кредитных карт банки не хотят терять возможную прибыль и будут пытаться компенсировать сокращение количества карт повышением комиссий.
Ужесточение в выдаче кредитных карт пока еще только прочувствовали высоко рискованные категории клиентов. Но процесс пошел, и возможно очень скоро кредитка уже не будет «навязываться», а ее нужно будет заслужить. Продолжиться разделение населения по «кредитному» признаку: на тех, кто может получать кредиты, и тех, кто попадет в нежелательную категорию и не будет иметь никакой кредитной поддержки.
|
| |